Данный проект является логическим продолжением реализации предшествующей деятельности ресурсного центра с включением новых направлений по повышению значимости некоммерческого сектора и популяризации деятельности в области ресурсного обеспечения интеграции мигрантов и предотвращения их социальной эксклюзии (исключения) местными сообществами Алтайского края как приграничного региона России.
Адаптация и интеграция мигрантов также является неотъемлемой частью государственной миграционной политики. Во многих странах мира накоплен значительный опыт в государственном регулировании процессов адаптации, интеграции иностранных мигрантов. В России же данное направление только получает развитие. Так, о значимости процессов адаптации и интеграции мигрантов в миграционной политике государства впервые было упомянуто в Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. от 13 июня 2012 г., где отмечается, что “…важным элементом государственной миграционной политики Российской Федерации является обеспечение условий для адаптации и интеграции мигрантов…”.
В рамках этого направления предполагается создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку; создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие их адаптации и интеграции.
Таким образом, адаптация и интеграция мигрантов являются одним из важнейших гуманистических приоритетов образовательной деятельности в ближайшие годы, реализация которого требует активного участия всей системы образования детей Российской Федерации. Применительно к детям и молодежи эти вопросы могут эффективно решаться посредством целенаправленной деятельности учреждений общего и высшего образования.
Цель проекта
Проект направлен на создание условий для развития институтов гражданского общества в Алтайском крае как регионе приграничья России, а также активизации эффективного взаимодействия органов власти, национально-культурных объединений и образовательных организаций в сфере развития гражданских инициатив и содействию интеграции и адаптации детей и молодежи с разной миграционной историей в образовательной среде.
Проект предусматривает организацию системной работы по популяризации и обучения современным технологиям и практикам социальной интеграции и адаптации детей и молодежи с разной миграционной историей в образовательной среде Алтайского края.
Основные мероприятия Проекта:
– осуществление экспертно-аналитической, информационной и методической поддержки в области интеграции и адаптации детей и молодежи с миграционной историей в образовательной среде;
– консолидация усилий институтов гражданского общества и учреждений среднего и высшего образования в области социальной интеграции и адаптации молодых мигрантов через проведение двух дизайн-сессий «Инклюзия детей-мигрантов в современной школе: новые технологии и педагогические практики», «Социокультурные кейсы как инклюзивная технология интеграции и адаптации иностранных студентов в пространстве современного вуза»;
– популяризация идей адаптации детей-мигрантов, иностранных студентов в образовательной среде через подготовку электронного справочного пособия для преподавателей среднего и высшего образования, взаимодействующих с молодыми мигрантами по социально-культурной и психологической адаптации и интеграции «Формирование социокультурных кейсов портфеля практик инклюзивных технологий в образовании»;
– создание информационного поля по вопросам интеграции и адаптации молодых мигрантов через обеспечение функционирования электронных информационных ресурсов: страницы сайта, страниц в социальных сетях.
Проект «Инклюзивные технологии интеграции и адаптации мигрантов в образовательной среде» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.