В мероприятии приняли участие более 200 представителей руководства некоммерческих организаций и социальных предприятий, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, грантодающих организаций и СМИ.
Участники Конференции констатировали, что система грантового финансирования социально значимых проектов является одной из самых быстро развивающихся сфер. «Начиная с 2010 года мы видим внедрение ряда изменений, таких, как создание единого Фонда президентских грантов, упрощение требований к комплекту документов грантозаявителей, переход на полностью электронный вид подачи заявки и многое другое,» – заметили представители некоммерческого сектора.
Однако, по мнению делегатов Конференции, текущая система распределения грантов и субсидий многим представляет из себя процесс «покупки» государством социального результата на достаточно странных нерыночных условиях, а не комплекс мер, направленный на создание устойчивого социального результата.
Союз НКО изучил финансовые модели множества некоммерческих организаций, в результате чего была выявлена следующая закономерность. У организаций, получающих гранты на протяжении последних 3-х и более лет подряд, наблюдаются следующие процессы:
В результате для некоммерческих организаций получение гранта можно сравнить с дозой сильнодействующего наркотика: организации начинают охотиться на гранты, теряя при этом свою экономическую устойчивость. Это приводит к тому, что некоторые организации переходят черту и превращают «грантоедство» в основной вид бизнеса.
В краткосрочной перспективе такие НКО получают преимущество, затем они к нему адаптируются. Но в долгосрочной перспективе – неизбежно теряют его.
Однако «покупка» социального результата не является самоцелью. Государство как комплексная система выделяет гранты для того, чтобы детектировать социальную проблему и протестировать новый способ её решения, который является эффективнее имеющихся на данный момент. Впоследствии поддержанный проект должен быть «упакован», тиражирован, возможно интегрирован в государственную бюджетную систему, и применен для дальнейшего решения подобных социальных проблем. Таким образом, государство выступает в роли социального инвестора, вкладывающего деньги в социальные стартапы для получения долгосрочного устойчивого социального результата.
Итак, в чем же заключаются реформы?
Первый этап реформ – «Наведение порядка».
Сфера распределения грантов и субсидий является слабо зарегулированной, что создает иногда излишнюю степень свободы, как для грантодателей, так и для грантозаявителем. Законодательное регулирование сферы распределения грантов и субсидий – это первый этап предлагаемых реформ, в который входит:
Второй этап реформ – «Повышение объективности»
Именно в рамках этого этапа реформ происходит преобразование самой функции грантов и субсидий: от «покупки социального результата» к устойчивым социальным изменениям.
На этом этапе нам потребуется подойти к вопросу комплексно, а именно:
Третий этап реформ – сервисная модель.
Здесь во главу угла ставится не максимизация кратковременного социального эффекта, а создание устойчивых институтов социального развития.
На этом этапе, помимо объективности и прозрачности процедур, увеличения суммы поддержки, мы должны будем внедрить новую систему взглядов на социально значимый проект.
На третьем этапе необходимо определить понятие социальной капитализации проекта – количество взаимозависимых связей социально значимых результатов одного проекта с результатами других проектов.
Результатом роста социальной капитализации проектов станут:
Информация о выступающих
В рамках Конференции «ГОСГРАНТ 2019» участников и делегатов приветствовал АЙГИСТОВ Александр Анатольевич, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, президент Российской муниципальной академии.
На пленарном заседании спикерами выступили НИКОВСКАЯ Лариса Игоревна главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, профессор РАНХиГС, АЙГИСТОВ Александр Анатольевич, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, президент Российской муниципальной академии, БИКБАЕВ Ильдар Зинурович, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам, ГАНИН Анатолий Андреевич, исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций.
Далее участникам Конференции было предложено прослушать выступления экспертов по 3 блокам, посвящённым наиболее актуальным вопросам поддержки социально значимых проектов. Перед гостями выступали ПАЛАГИНА Анна Николаевна, ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей, ГУЦ Диана Николаевна, федеральный эксперт по социальному предпринимательству, советник министра экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, ШУРЫГИН Сергей Васильевич, заместитель исполнительного директора Фонда «Русский Мир», ЗОЛОТОРЕВСКАЯ Анна Александровна, председатель комитета МТПП по корпоративной социальной ответственности, президент Фонда «Дети дождя», ЛЕДЕНЕВА Виктория Юрьевна, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России, ХЕНЧЕЛЬ Томас Готфридович, председатель правления Образовательной ассоциации ИКаРуС, полномочный представитель Общенационального союза некоммерческих организаций в Германии, ШМАТОВ Максим Евгеньевич, главный эксперт Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, НАЛЕПОВА Светлана Геннадьевна, руководитель ресурсного центра для НКО «Свершение», член президиума Общенационального союза некоммерческих организаций (г. Одинцово, Московская область), ХАРЛАНОВ Роман Львович, руководитель Московского областного представительства Общенационального союза некоммерческих организаций, КРАВЧЕНКО Алексей Анатольевич, директор Ресурсного центра НКО Ленинградской области.
Изучив последние тенденции в некоммерческом секторе и приняв во внимание отзывы и пожелания участников, оргкомитет Конференции «ГОСГРАНТ 2019» сформировал программу на 2020 год.
Источник: сайт Общенационального союза некоммерческих организаций.